Диагностика слуха

Нарушение слухового восприятия нарушает формирование речи ребенка, сопровождается задержкой психического и умственного развития, приводит к инвалидизации. Даже одностороннее снижение слуха наносит весьма существенный вред ребенку, который заключается в задержке становления речи, в проблемах с обучением и коммуникацией, поведением в школе.

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия, аудиотест). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Аудиометрия (тональная пороговая аудиометрия) - метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится  график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии. Это исследование можно проводить детям старше 3,5 - 4 лет.

Игровая аудиометрия (детская речевая аудиометрия) проводится у детей от 2,5-3 лет с использованием специального аудиометра с картинками.

Акустическая импедансометрия - метод оценки функционального состояния среднего уха. Включает в себя тимпанограмму (оценка формы графика податливости барабанной перепонки и пикового давления в наружном слуховом проходе) и акустическую рефлексометрию (регистрация акустического рефлекса со стременной мышцы).

Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена. По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки.  Импедансометрию можно проводить детям старше 1 года. 

У детей в некоторых случаях проводится только тимпанограмма, так как иногда дети пугаются высокочастотного сигнала, используемого при полной импедансометрии.

Аудиологический скрининг (аудиотест) регистрация задержанной отоакустической эмиссии. В Медицинском центре «ХХI век» аудиологический скрининг проводится аппаратом АккуСкрин. Цель обследования: ранняя диагностика тяжелых нарушений слуха у детей. Диагностическое исследование слуха должно проводиться в обязательном порядке всем новорожденным, если его не сделали в роддоме, этот тест можно сделать в Медицинском центре «XXI век». В возрасте 1 месяц и старше аудиотест проводится по показаниям:

  • если в роддоме не проводили аудиотест
  • неудовлетворительные результаты первого теста;
  • высокий уровень билирубина (гипербилирубинемия) от 200 мкмоль/л;
  • тугоухость у родителей
  • 0-3 месяца - не реагирует на громкие звуки или голос;
Аудиотест может проводиться у детей после 1 месяца (до трех лет) для проверки сохранности рецепторов улитки, в случаях:
  • ребенок к 12 месяцам не имитирует звуки или не говорит простые слова, например «мама»;
  • с возрастом испытывает трудности с речью, обучением, концентрацией внимания.

Тестирование занимает от 2 до 10 мин на каждое ухо в зависимости от поведения ребёнка плюс время для обработки информации. Аудиологический скрининг является  методом объективной диагностики, не указывает причины патологии и степень снижения слуха, но позволяет в раннем возрасте отобрать детей, нуждающихся в полном обследовании у сурдолога.

Обычно производится за 1 час до или через 1 час после кормления ребенка, когда ребенок находится в наиболее спокойном состоянии, для младенцев идеально во время сна. Исследование не требует применения каких-либо медикаментозных (седативных) средств, абсолютно безболезненно, может проводиться на руках у матери, у груди, или на кушетке. 

В ушной канал ребенка помещается небольшой высокочувствительный микрофон, подается звуковой сигнал и измеряется эхо, которое генерирует улитка. Если эхо обнаружено, то это признак, что ребенок слышит хорошо. Если сигнал «не проходит» хотя бы на одном ухе обследование повторяется. При повторном неудовлетворительном результате (тест делается через 1 месяц), проводятся поведенческие звуковые тесты, тимпанометрия с целью исключения патологии среднего уха. В специализированном сурдоцентре проводится более углубленное обследование ребёнка.

Оптимальный срок диагностики нарушений слуха у ребенка не позднее 1,5 месяцев жизни. Более поздняя постановка диагноза может привести к значительным затруднениям лечения и реабилитации детей с врожденным поражением слухового анализатора.

Противопоказаниями к проведению аудиотеста являются: воспалительные заболевания наружного и среднего уха, атрезия наружного слухового прохода, серные (эпидермальные) массы в наружном слуховом проходе, ОРВИ и даже просто насморк, так как тест высокочувствителен и даже небольшая дисфункция слуховой трубы может изменить результаты. Врач осматривает уши перед проведением исследования, при наличии противопоказаний может отложить его выполнение.