Первый день рождения или первый «трудный» возраст

Захарова Светлана Юрьевна

Стаж врачебной практики (лет): 20

Первый день рождения ребенка – одно из важнейших событий в каждой семье. Казалось, еще недавно родившийся, ничего не умеющий ребенок превратился в любознательного малыша, которому все интересно: он залезает во все углы, его привлекают дверцы шкафчиков, ящички и содержимое в них. Малыш всюду сует свой нос, он тянет, бросает, хватает все то, что попадается ему на глаза. Вытаскивает кастрюли, высыпает крупу, может разлить мамины духи, примерить бабушкины очки. Родители в ужасе: ни на минутку нельзя оставить одного! Что же в этом случае делать? Посадить в манеж? Вроде это и безопасно для ребенка, и мама все успеет сделать по дому.

Рекомендации родителям.

Дорогие родители, помните, что запретить малышу двигаться – значит запретить ему развиваться. Малыш должен ходить столько, сколько ему хочется. Ограничение свободы недопустимо, оно тормозит развитие вашего ребенка. В этом случае лучше всего постараться создать безопасное пространство в вашем доме:

  • содержимое нижних шкафов перенесите в недоступное для ребенка место. Если это невозможно, то перевяжите резинками дверцы или закройте специальными приспособлениями, чтобы малыш не добрался до привлекательных для маленьких детей вещей;
  • все доступные ребенку розетки закройте специальными крышками, которые вы с легкостью можете приобрести в магазине;
  • лестницы, окна и балконные двери закройте прочными запорами;
  • сковородки ставьте на плите ручками к стене;
  • на время откажитесь от напольных ваз и низко висящих горшков с цветами.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

Оказывается, что не только детство, но и вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались. В такие периоды нелегко приходится не только родителям, но и самому малышу.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Понаблюдайте за вашим ребенком: с каждым днем малыш становится более самостоятельным, он выполняет больше действий без вашей помощи. Но если вы не замечаете этих изменений и пытаетесь все так же общаться с маленьким человеком, то происходит противоречие между новыми возможностями малыша и старыми взаимоотношениями со взрослыми.

Кризис кризисом, но что же делать родителям?

Рекомендации:

  • прежде всего не расстраивайтесь, наберитесь терпения: ведь кризис – это временное явление;
  • предоставьте малышу сегодня больше самостоятельности, чем вчера, тем самым вы установите с ним новые взаимоотношения. Ребенку в этот период необходимо, чтобы его понимали, уважали, гордились за его новые достижения. Например, ребенок сам старается есть ложкой. Предоставьте ему эту возможность. Пусть лучше он недоест, чем вырастет беспомощным или пассивным;
  • постарайтесь смириться с непослушанием – ребенок учится высказываться и делать все по-своему, не так, как вы ему объясняли или просили. Такое поведение совершенно необходимо малышу для дальнейшего роста и развития;
  • предоставьте малышу возможность делать и ошибаться. В противном случае вы будете лишь тормозить его развитие. Останавливайте ребенка только тогда, когда он может причинить себе вред;
  • постарайтесь понять, что малыш попросту не понимает того, что с ним происходит. С его точки зрения – это взрослые изменились. Всегда любящая мама вдруг начинает чего-то требовать, раздражаться, а иногда и кричать. Каждый ребенок в период кризиса испытывает трудности в общении с окружающими, поэтому старайтесь не ссориться с малышом, ведь вы, как взрослый человек, мудрее и умнее вашего ребенка, а, значит, легче можете найти компромисс в общении с ним.

Ребенок не пассивное существо. Маленький исследователь ведет себя так не потому, что вредничает или делает назло маме и папе. Если впечатлений недостаточно или взрослый вмешивается в процесс познания окружающего мира, малыш может убегать из под контроля или хватать все подряд. Дайте ребенку возможность самому есть ложкой, несмотря на то, что каша у него падает и при этом пачкается одежда, или позвольте ему уйти в «свободное плавание» по домашнему пространству. И тогда вам не придется жаловаться на то, что ребенок растет несамостоятельным, неумелым, нелюбознательным.

Стабильность необходимых в быту требований в сочетании с гибкостью и готовностью принять новое в своем ребенке – вот универсальный рецепт поведения для взрослых в общении с детьми, переживающими трудные моменты возрастного кризиса.

Дети очень любознательны.

Постарайтесь рассказывать и показывать малышу как можно больше. Любая игра – это знакомство с миром окружающих его предметов. В игре развивается восприятие ребенка, которое является доминирующей функцией в этом возрасте. Совершенствуя систему восприятия, взрослый готовит фундамент к развитию более сложной психической функции – мышления.

Для полноценного развития важна вся сенсорная система: зрительное, слуховое, кинестетическое, запаховое, двигательное, вкусовое восприятие. У ребенка в этом возрасте формируется образ телесного «Я», поэтому важно дать ему опыт знакомства как можно с большим количеством предметов различного свойства, опыт познания собственного тела.

Что же интересует годовалого малыша?

Покажите ребенку, как устроены предметы, как с ними можно поиграть:

  • открывать и закрывать коробочку;
  • прятать игрушки в банку или коробку, а потом находить их там;
  • пересыпать чашкой крупу;
  • строить домик, машинку, собирать пирамидку;
  • возить лошадку, паровозик, машинку;
  • трогать мягкие, шероховатые, твердые, гладкие предметы;
  • рвать бумагу, нажимать на кнопочки;
  • дать малышу один или два цвета. Дело в том, что ребенок будет пробовать рисовать всеми фломастерами, которые вы ему дали, а это лишняя нагрузка для маленького исследователя;

  • проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия. Можно взять коробочки или другие емкости и столько же кубиков или шариков соответствующей величины. Расставьте коробочки, предложите ребенку кубики и дайте ему возможность найти каждому кубику свою емкость;
  • нанизывать большие и маленькие колеца на стержень. Для этого подойдет пирамидка. При этом упражнении не следует требовать правильности исполнения фигуры, достаточно, если ребенок может соотнести стержень с отверстием;
  • складывать двухсоставную матрешку;
  • раскладывать однородные предметы разной величины на две группы. Можно использовать небольшие пластмассовые тарелки и подобные им из кукольного сервиза. Предложите ребенку разложить их. Помогайте ему вопросами, например: «Эта тарелочка большая или маленькая?», «Где у нас маленькие тарелочки?»
  • раскладывать однородные предметы, резко различных по форме, на две группы (например, кубики и шарики).

Помимо игр за столом (пирамидки, матрешки, игрушки-вкладыши) для ребенка очень важно кувыркаться, кружиться, кататься с горы, прыгать, лазать – все это «пища» для полноценного развития малыша. И если он не получит этого в раннем детстве, впоследствии могут появиться проблемы как в понимании им собственного «Я», так и в межличностном взаимодействии с окружающими, в адаптации к новым условиям жизни (к детскому саду, к школе).

Очень важно развивать тактильную чувствительность для того, чтобы, например, в играх со сверстниками малыш не толкал их сильнее допустимого, чтобы он чувствовал границы своего тела (не задевал предметы на своем пути). Чтобы дать ребенку необходимый опыт тактильных ощущений, надо не только прикасаться к нему (гладить, целовать, вытирать и т.д.), но и предоставить ему возможность ощупывать, облизывать, трогать разные предметы (нюхать духи, продукты, цветы, сравнивать вкус разных блюд и т.д.)

И конечно же не забывайте про движущую силу психического развития малыша – про эмоции. Именно радость, восторг, интерес, удивление побуждают ребенка садиться, ползать, вставать, ходить. Без эмоционального контакта с мамой психическое развитие младенца искажается, обедняется и это обязательно сказывается на всей его последующей жизни: на развитии интеллекта, эмоций и личностных особенностей. Эмоциональная сфера служит фундаментом умственного развития ребенка – не забывайте об этом!

Удачи вам и терпения!


Возврат к списку

(Голосов: 8, Рейтинг: 4)

Часть статей о здоровье новорожденных, грудном вскармливании, родах, размещены на специальном портале Медицинского центра «XXI век» посвященном материнству: http://www.mc21.ru/mama/