Зрение школьника

Ильина Надежда Павловна
Ильина Надежда Павловна
Офтальмолог

Школьные годы – это настоящее испытание на прочность для зрения ребенка. Многократно возрастает нагрузка, уже нельзя, как раньше, в любой момент отвлечься, отдохнуть, переключиться на другое занятие. От статичного сидения за партой нарушается осанка, шейный отдел позвоночника находится в напряжении и, в результате, страдает кровоснабжение головного мозга и питание глаз. Как помочь ребенку в этой ситуации, не пропустить первые признаки нарушений.

1. Как определить, нет ли перегрузки по зрению у ребёнка, на какие моменты в поведении ребенка обратить внимание?

Первый признак, что нагрузка превышает допустимую – чувство усталости в глазах при чтении и письме. Появляется покраснение глаз к вечеру, ребенок может начать щуриться, жаловаться на то что болят глазки, на головную боль. Родителям нужно обратить внимание, если ребенок стал ближе садиться перед телевизором, рассматривая что-либо старается поднести поближе к глазам, низко склоняется над тетрадками при письме.

Перед началом учебы и после окончания первого класса – необходимо планово показать ребенка офтальмологу. Если есть тревожные симптомы, разумеется не нужно откладывать визит, чем раньше обнаружена проблема, тем больше возможностей для ее решения и эффективнее помощь. Если жалоб нет, то в дальнейшем достаточно просто проверки остроты зрения, которую обычно проводят в школах на ежегодных профосмотрах.

2. Как предотвратить эту перегрузку - меры профилактики, может быть, какие-то упражнения?

Основная причина, которая может влиять на зрение современных детей, связана не только с чтением и письмом, а в большей степени с телевизором, компьютером, планшетом. С повсеместным распространением этих устройств офтальмологи связывают более раннее начало снижения зрения, появления близорукости.

Врачи советуют младшим школьникам проводить перед экраном не более 30 минут в день. К сожалению, родители очень редко соблюдают эти нормы, но необходимо стараться хотя бы контролировать этот момент, обязательно делать перерывы.

Часто на приеме родители спрашивают, с какого расстояния можно смотреть телевизор? В среднем это расстояние должно быть от двух до пяти метров и зависит оно от размеров диагонали. Есть даже специальная формула – размер диагонали нужно умножить на пять. Если размеры диагонали 57 см, то расстояние до экрана должно быть около трех метров. С монитором компьютера нужно работать на расстоянии около 60 см. Планшет должен находиться на столе, на подставке, на расстоянии 35-40 см, не меньше.

Чтение или письмо тоже должны занимать 30-40 минут, потом обязательно 10-15 минут перерыв. Читать нужно сидя за столом, рабочее место должно быть хорошо освещено, нельзя читать лежа, важно контролировать, чтобы спина у ребенка была ровная.

Самые простые и в то же время действенные упражнения для перерыва – это гимнастика по методике Э.С. Аветисова: посмотреть влево-вправо, вверх-вниз, по диагонали левый верхний угол-правый нижний, потом правый верхний – левый нижний. Закрыть глаза – открыть глаза.

Хорошее упражнение «метка на стекле» – на оконное стекло клеится маленькая наклейка, или рисуется метка (3-5 мм), ребенок отходит на расстояние 30-35 см от стекла, это обычное расстояние для работы вблизи, и смотрит поочередно на метку, в даль на любой предмет на улице. Первые 2-3 дня эти упражнения можно проводить в течение 3-5 минут, постепенно увеличивая продолжительность до 7 минут.

Так же, как и остальные мышцы тела, для поддержания тонуса, мышцы глаза должны работать. Выполнение упражнений по перемещению взгляда как раз и тренирует эти маленькие мышцы, улучшает кровоснабжение, поддерживает работоспособность.

Существуют физиотерапевтические и компьютерные методики для профилактики снижения остроты зрения.Эти процедуры и упражнения проводят в кабинетах ортоптики, на специальных аппаратах. В нашем центре такой кабинет находится в отделении на Ст.-Петергофском пр. 39 А.

3. Группа риска по развитию близорукости – что это значит.

Наследственность несомненно влияет на зрение, если у родителей миопия (близорукость) средней и высокой степеней, то и у ребенка выше риск развития проблем со зрением. Так же можно опасаться развития близорукости, если в дошкольном возрасте, на плановых осмотрах, врачи отмечали маленький запас дальнозоркости.

Возрастная или физиологическая дальнозоркость – это естественное состояние для маленьких детей, ребенок активно растет, глаза увеличиваются, и зрение выравнивается, обычно это происходит как раз к школьному возрасту. Последствия родовых травм, гипоксии могут приводить к астигматизму. Во всех этих случаях необходимо регулярное наблюдение офтальмолога, как минимум раз в год, или чаще, по состоянию.

Также на зрение напрямую влияет состояние позвоночника, если есть сколиоз или сколиотическая осанка, проблемы в шейном отделе, то риск нарушений повышается.

4. Какие диагностические обследования врач проводит на приеме у школьников?

Во-первых, это визометрия – проверка остроты зрения с узким зрачком, знакомая всем процедура с распознаванием букв и цифр. Определение подвижности глаз, отклонение от центральной оси. После чего врач закапывает капли расширяющие зрачок и расслабляющие цилиарную мышцу и смотрит истинную рефракцию.

Иногда бывает, что близорукость связана только с перенапряжением мышцы, и когда спазм снимается, зрение оказывается нормальным, это так называемая ложная близорукость. Проводится осмотр глазного дна, оценивается состояние зрительного нерва, центральной зоны, периферии сетчатки, нет ли признаков нарушения кровоснабжения.

Если в заключении офтальмолога после осмотра написано +1.0 диоптрия, это не показатель нарушений, у детей лет до 10 может оставаться небольшая возрастная дальнозоркость, это не мешает ребенку и не вызывает проблем со зрением в дальнейшем.

Если написано -1.0 диоптрия, это тоже не показатель для назначения очков, обычно такие дети видят достаточно хорошо, нормально адаптируются в школе, но это уже повод для регулярного наблюдения и ограничения зрительной нагрузки.

5. Если зрение начало снижаться - в каком случае врач прописывает очки? Что лучше в школьном возрасте, очки или линзы?

Оптическая коррекция зрения (очки) назначается при снижении бинокулярной остроты зрения до 0.7 и ниже, при низких значениях аккомодации более слабая коррекция для близи, при дальнозоркости – индивидуально, по показаниям. В школьном возрасте могут быть рекомендованы как очки, так и линзы. В некоторых случаях, например, если ребенок занимается спортом, удобнее линзы. Некоторым детям сложно приспособиться к линзам, тогда подбирают очки.

Для профилактики прогрессирования близорукости, врач может рекомендовать лекарственные препараты в виде капель-спазмолитиков, снимающих перенапряжение цилиарной мышцы, отвечающей за фокусировку на далекое и близкое расстояние, трофическая терапия для улучшения питания сетчатки, аппаратное лечение электрофорез, массаж шейного отдела позвоночника.

6. С какими ошибками родителей чаще всего сталкивается детский офтальмолог?

Есть такое понятие – зрительная гигиена, и тут очень важен родительский контроль. Обязательно нужно следить за осанкой ребенка, как он сидит за столом, когда рисует или играет, достаточно ли освещение.

Часто родители с самого маленького возраста приучают детей к планшетам. Сейчас уже в порядке вещей, когда трех-, четырехлетний ребенок не ест без мультиков. И чем старше ребенок становится, тем больше времени он проводит с планшетом или телефоном, что негативно отражается на зрении.

Если у ребенка диагностирована близорукость, некоторые родители стараются оградить его от занятий физкультурой. Это ошибка, так как при близорукости нарушается питание глаз, а физические упражнения: бег средней интенсивности, плавание, ходьба на лыжах, улучшают питание сетчатки и цилиарной мышцы и наоборот, способствуют замедлению ухудшения зрения. Очень полезны занятия бадминтоном, большим и настольным теннисом, когда взгляд быстро перемещается.

Для того чтобы нагрузки пошли на пользу, а не во вред, пульс должен быть не более 100- 140 ударов в минуту. А вот интенсивные нагрузки, когда частота пульса превышает эти показатели, при средней и высокой степенях близорукости не показаны. Слабая степень близорукости до -3.0 диоптрий, средняя от 3,25 до 6.0 диоптрий, 6,25 диоптрий и выше - это высокая степень близорукости.

7. Нужно ли давать ребёнку специальные витамины для зрения или, может быть, как-то менять режим питания, что-то добавить в рациона.

Полноценное питание положительно влияет на состояние глаз, в рационе должны быть продукты, содержащие насыщенные жирные кислоты (Омега 3) и витамины. Это рыба, овощи, например, болгарский перец, морковь со сметаной или сливками, гречка, сливочное масло, фрукты, ягоды. Если нет специальных рекомендаций врача, можно дополнительно 2-3 раза в год принимать обычные витаминные комплексы или комплексы содержащие лютеин.