Общение - как вырастить ребенка успешным

Макарова Ольга Фридмановна

Символом педиатрии являются руки, держащие в ладонях малыша, запястья сомкнуты, в ладонях ребенок, пальцы открыты. Взрослый защищает и направляет развитие детей, но не ограничивает его. Взрослые помогают реализоваться врожденным задаткам, так, например, интеллект развивается без помощи взрослых только на 50%. Мы можем только помочь развитию ребенка, так как есть структуры и механизмы реагирования на внутренние и внешние факторы, приобретаемые генетически - темперамент.

Общение – это процесс взаимодействия людей по достижению определенных целей, в нашем случае – воспитание ребенка: налаживаются отношения, объединяются усилия, согласовываются действия и точки зрения. В ходе общения мы проявляем активность, стараемся понять друг друга, действуем попеременно. Очень важно проявлять интерес и уважение друг к другу вне зависимости от возраста и положения. Участники общения принимают настроение других, проявляют свои эмоции, улучшая настроение друг друга.

Целью нашего общения является развитие ребенка: умного, успешного, доброго, настойчивого, талантливого, сильного и заботливого.

По мере роста и развития малыша изменяются формы общения ребенка со взрослыми. Как и прежде дошкольник нуждается в доброжелательном внимании взрослого, ему так же необходимо сотрудничество в игре. Но после трех лет ребенок уже требует от нас особого уважения к себе, а в 5-7 лет у малышей появляется потребность во взаимопомощи и сопереживании. Основным мотивом общения детей 3-5 лет является познавательный, при этом взрослый становится источником познания, партнером по обсуждению причин и связей между событиями, явлениями. Признаком этой формы общения появление первых вопросов ребенка о предметах, событиях, их взаимосвязи. Значение общения на этом этапе – расширение рамок мира, доступного для познания.

Более старшие дети 5-7 лет воспринимают взрослого уже как более целостную личность, обладающую не только знаниями, но и навыками. В этот период ребенок познает мир людей, социальные аспекты. Общение представляет теперь отдельный вид деятельности, имеет самостоятельное значение, хотя может проходить и на фоне других видов деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Ребенок удовлетворяет потребность в познании себя, других людей, их взаимоотношений между собой. Взрослый выступает не только как высший компетентный судья, но и служит эталоном, образцом того, что и как надо делать в разных ситуациях и условиях. Дети не только любят слушать наши рассказы, беседовать с нами, рассуждать, но это и очень важно для развития наглядно-образного мышления, воображения.

Следующие результаты общения более значительные и сложные: наш дошкольник уже понимает, что хорошо делать, а что – плохо, умеет в ряде случаев регулировать свое поведение и настроение, может быть настойчивым, благородным, умеет уступать, жалеть, помогать другим.

На всех этапах прослеживается взаимовлияние и взаимозависимость, предполагается взаимность интереса и уважения. Взрослые должны соответствовать потребностям и возможностям маленьких партнеров. Опережающая инициатива взрослого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень.

Общение играет центральную роль в формировании сознания и самосознания. Любовь и уважение к старшим, дружеские чувства к ровесникам, отношение ребенка к себе основываются прежде всего на доброжелательном внимании окружающих к ребенку, зависят от характера общения с окружающими. Для ребенка важно, чтобы его лишний раз погладили по голове, а не наказали. Это не значит, что важно баловать, выполнять капризы, но – любить, стараться понять его заботы и переживания, страхи, сомнения, быть близким другом.

Развитие интеллектуальных способностей и отдельных психических процессов так же определяется влиянием общения. Гармоничное общение повышает успехи в области восприятия, памяти, мышления, воображения, творческой игры, речи. С каждым днем наши девочки и мальчики все чаще могут ставить перед собой цели и успешнее достигать их.

Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственного окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены его радости и огорчения. В этот период жизни ребенка мир окружающих его людей как бы распадается для него на два круга. Один круг - это интимно близкие люди, отношения с которыми определяют его отношения со всем остальным миром: это мать, отец братья и сестры. 

Второй, более широкий круг образуют все другие люди. Известно, как своеобразны отношения детей этого возраста к воспитательнице, как необходимо для ребенка ее внимание лично к нему и как часто он прибегает к ее посредству в своих отношениях со сверстниками. Можно сказать, что в ряде случаев отношения к воспитательнице входят в малый, интимный круг его общения. Своеобразны и отношения ребенка в детском коллективе. Это еще только путь к подлинной коллективности. Основную роль играет и здесь воспитатель, опять таки в силу установившихся личных отношений его с детьми. Чем старше дошкольник, тем наибольшее значение в системе всех этих отношений имеет его реальная позиция. И как важно, чтобы общаясь с близкими, мудрыми, заботливыми взрослыми ребенок сформировал формулу отношений типа «я- хороший, ты - хороший». Это поможет в дальнейшем найти друзей, успешно учиться, построить отношения с учителем, хорошо учиться.

Мы много говорили о развитии ребенка. Сейчас хотелось бы уточнить несколько положений, что важно для нашего сотрудничества.

Развитие ребенка разделено на этапы, при переходе от одного периода или этапа к другому развивается кризис развития личности. На каждом этапе последовательно решаются определенные задачи.

Этап дошкольного детства необходим для развития инициативы, для принятия себя по полу, для разрешения конфликта с родителем своего возраста и начала сотрудничества с ним, овладения навыками, которые традиционно обозначаются как «женские» и «мужские». Продолжает развиваться речь и интеллект. В этом возрасте ребенок рассматривает мир, рассуждает, говорит только «со своей точки зрения» недостаточно может представить объективно состояние окружающих, связь предметов и событий. Общение со взрослыми способствуют более быстрому переходу к реальному восприятию, мышление начинает опираться не только на восприятие действий и событий, а уже на элементарные представления. В это время интенсивно происходит процесс перевода схем решения проблем, определенных задач во внутренний мир. Как важно, чтобы образцы поведения были гармоничными. К концу дошкольного периода формируется воображение, образное мышление и внутренняя позиция ребенка.

На данном этапе развития ребенка сюжетно-ролевая игра обусловливает главнейшие психологические изменения. Усложняются сюжеты, расширяется их спектр, в ходе игры ребенок постепенно выходит за пределы непосредственно-житейских отношений. Именно в сюжетно-ролевой игре, принимая и исполняя различные роли, ребенок обнаруживает, что люди обладают разными профессиями, включены в сложные отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра как деятельность обеспечивает ориентацию ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их обязанностях, отношениях. На основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения. В ходе игры у него развивается способность к выявлению в человеческих отношениях моментов соподчинения и управления, формируются обобщенные переживания и ориентация в них. В игре ребенок моделирует отношения между людьми, у него формируется на этой основе стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению.

В ходе сюжетной игры ребенок имеет возможность снижать эмоциональное напряжение, нивелировать свои неприятные впечатления. Так после посещения врача ребенок в ходе игры то осматривает куклу, успокаивая ее, то капризничает и спорит со специалистом, но затем врач и пациент договариваются между собой, цель достигнута, ребенок на следующий прием может идти спокойнее. По характеру игры, ее сюжету мы можем судить некоторым образом о переживаниях ребенка и событиях, которые происходят вокруг него. И это сближает членов семьи и воспитателей знаниями о событиях, происходящих в жизни ребенка, требует бережного отношения к этим и доброго отношения друг к другу.

Мы уже отмечали, что успешное развитие дошкольника формирует его физическую, специальную и психологическую готовность к школе. Физическую готовность ребенка определяют врачи разного профиля. Специальная готовность – это владение отдельными навыками чтения, письма, счета, ее определяют педагоги, воспитатели, логопеды, психологи. Психологический аспект предполагает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую готовность к школе. Готовность интеллекта определяется в ходе направленных бесед, игры с ребенком, которые выявляют сформированность образного мышления, зачатков логического мышления, воображения, образной и смысловой памяти, произвольного внимания. Для выявления личностной готовности мы обращаем внимание на особенности отношения ребенка к себе, взрослым и сверстникам, способность регулировать свое поведение. Эмоционально - волевая готовность позволяет регулировать свое настроение, успешно переносить некоторые ограничения, неудачи и направлять внимание на выполнение заданий. 

Результатом диагностики должны служить конфиденциальные беседы с родителями ребенка, включающие советы по дальнейшей подготовке ребенка, воспитанию его и общения с ним.



Возврат к списку

(Голосов: 6, Рейтинг: 3.33)